Конструктивизм: 10 красивых зданий. Что посмотреть в Самаре | Камтугеза - афиша | места | подборки Конструктивизм: 10 красивых зданий. Что посмотреть в Самаре | Камтугеза - афиша | места | подборки
Камтугеза
Гид по конструктивизму
  • Клуб имени Дзержинского

    Здание клуба Дзержинского с 6-этажным цилиндрическим фасадом из стекла и бетона и сейчас производит сильное впечатление. Клуб чекистов был главным элементом в масштабном ансамбле зданий ОГПУ, занявшим большую часть квартала в центре старого города. Кроме «Дзержинки» в комплекс вошли три жилых дома для комсостава, административный корпус, поликлиника, офицерское общежитие и столовая.


    Это был единственный комплекс такого масштаба, построенный в начале 30-х, и самая ответственная стройка, поэтому проектировал клуб Леонид Волков — первый председатель Самарского отделения Союза архитекторов, автор знаковых проектов эпохи: комплекс зданий УВД (утрачен), дома грузчиков на улице Горького и деревянный речной вокзал (утрачен). Помогал ему архитектор Николай Теплицын, которому было тогда всего 26 лет.


    Смелое конструктивное решение делает это здание одним из шедевров стиля — огромный цилиндрический объем в шесть этажей высотой сжат двумя стойками лестниц, прогулочные галереи на стеклянном фасаде вынесены на консолях на три метра. Сейчас это привычно, но 90 лет назад клуб выглядел ультрасовременным на фоне эклектики купеческой Самары. Здание стало весомым символом новой власти и новой культуры одновременно — клуб ОГПУ. Но чистота стиля снаружи внутри уступила место роскоши — мраморные колонны, наборный дубовый паркет.


    «Дзержинку» неоднократно ремонтировали и реконструировали, но элементы оригинальной отделки внутри еще сохранились. Сохранился и профиль — сейчас это клуб УВД, в недавнем прошлом здесь проводились рок-концерты: в 1992 году состоялся легендарный самарский фестиваль КГБ-Рок, а в 2000-е выступали Петр Мамонов и «Гражданская оборона».

  • Дом специалистов

    Постановление Совнаркома № 945 «Об улучшении жилищных условий» появилось в 1934 году — новая советская элита требовала комфорта, отдельных квартир и прислуги. В Самаре-Куйбышеве изначально планировали построить три дома для специалистов. Построили в итоге только один, но зато размером с целый квартал — дом, сразу ставший одним из официальных символов города и героем городских легенд.


    Дом специалистов в Куйбышеве был общим жилищем для новой творческой элиты. Место постройки символично — здесь стояла Троицкая церковь, одна из старейших в городе. Громада конструктивистского дома, выросшая на месте храма, была зримым символом изменений, происходящих в стране. Архитектура здания удачно иллюстрировала эпоху:


    «Оригинальное жилое здание отражает всю противоречивость социальных перемен начала 30-х гг. Оно построено для творческой элиты, и каждая квартира в нем была распланирована с учетом пожеланий будущих жильцов. В каждой квартире при кухне имеется комната прислуги. Двенадцатисекционный дом интересен градостроительным подходом к решению задачи застройки целого квартала. Тремя своими фасадами сложной конфигурации оно формирует застройку прилегающих улиц и вместе с тем создает необходимые удобства для жителей благодаря трем озелененным курдонерам различной глубины. Внешняя архитектура Дома специалистов предельно функциональна, проста. Конструкция угловых оконных проемов имитирована спрятанными за оконные коробки опорами».


    Это описание здания из книги Виталия Стадникова и Олега Федорова «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре». Хотя дом известен не только архитектурой, но и жителями — знаменитыми специалистами.


    Все фасады здания украшены мемориальными досками. В разные годы здесь жили Герой Советского Союза, летчик Вадим Фадеев, актерская династия Шебуевых-Чекмасовых, знаменитый нападающий «Крыльев» Борис Казаков, педагог Василий Финкельштейн и многие другие известные самарцы.


    Дом специалистов реконструировали и надстраивали после пожара в 2003 году, но он до сих пор сохраняет мощь и масштаб замысла, да и оригинальных архитектурных деталей здесь осталось немало. Поздний конструктивизм, уже обвешанный излишествами, но передающий ритм великой эпохи.

  • Дом Горкомхоза

    Выдающийся самарский архитектор Петр Щербачев спроектировал два почти одинаковых жилых дома для новой советской элиты — чекистов и коммунальщиков. Это едва ли не самые удачные образцы жилых домов, построенных в эпоху конструктивизма в Самаре.


    Вот, что пишут об этих домах в «Архитектурном путеводителе по Самаре 1920–1940»:«Острота и выразительность архитектурного облика 5-этажного здания достигнута акцентированием угла высоким прямоугольным объемом с угловыми оконными проемами… Угловой объем с окнами и балконами отодвинут внутрь от «красной линии» и объединяет жилые секции. Вертикальный ритм пилястр и витражей делит здание на части, выявляя секционную структуру».


    Щербачев, еще до революции закончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в совершенстве освоил приемы нового стиля и грамотно использовал их, не стесняясь при этом корректировать конструктивизм там, где это было необходимо. Например, кровли в этих домах сделаны скатными, но из-за их небольшого уклона у зрителя создается полная иллюзия плоской кровли — одного из фетишей стиля.


    За последние годы оригинальный облик зданий был частично утрачен: пластиковые пристрои на первых этажах нарушают целостность восприятия и никак не вписываются в эстетику конструктивизма, но даже в таком виде — это яркие образцы стиля и важная часть архитектурного наследия Петра Щербачева, несомненно, главного архитектора предвоенной Самары-Куйбышева.

  • Дом промышленности

    Огромное здание Дома промышленности до сих пор остается одной из визуальных доминант в центре Самары. В эпоху строительства это был настоящий гигант – восемь этажей, огромные окна, из-за которых угловая башня выглядела стеклянной, невероятный для старой Самары размер. Дом промышленности по проекту вообще должен был занять почти весь квартал – остановил индустриальный разгул скромный домик Клодта. Даже советские инженеры в 30-х признавали его памятником архитектуры, и чтобы сохранить теремок, проект Дома промышленности урезали.


    Но и построенная в итоге громада очень хорошо демонстрировала мощь новой власти и крайнюю централизацию страны Советов. В Доме промышленности, по замыслу, должны быть собраны под одной крышей все организации, управляющие индустриализацией региона, и всей уже существующей промышленностью гигантского Средневолжского края.


    Кроме контор в здании размещались деловой клуб, техническая библиотека, актовый зал на 500 человек, музей промышленности и складские помещения в подвалах. Здание неоднократно реконструировалось, и его первоначальный облик был гораздо ближе к конструктивизму. Это строгая рациональная архитектура, огромные световые витражи, ленточные окна, соединенные горизонтальными поясами, угловое остекление в башне, которую так и не построили до конца. Гигант эпохи индустриализации, уже после войны Дом промышленности утратил свое значение, а дальнейшие реконструкции снижали внешний пафос здания. Но и сегодня пустой Дом промышленности, ожидающий своей судьбы, – один из самых впечатляющих памятников конструктивизма Самары.

  • Дом Красной Армии

    Дом Красной Армии, штаб Приволжского Военного Округа — огромный комплекс, занимающий целый квартал в центре города. Еще один памятник эпохи, за 90 лет не утративший свой функционал. Здесь и по сей день находится штаб, теперь не округа, а гвардейской армии.


    Проект самарского архитектора Петра Щербачева предусматривал создание гигантского многофункционального комплекса. Помимо собственно административно-командного блока, в здании размещались зал на 1000 мест, кинотеатр, кафе, гостиница, библиотека, парикмахерская, столовые, музыкальная школа, помещения для кружков и секций.


    Архитектор искусно использовал рельеф участка: стилобат, террасирование, подпорные стенки и лестничные марши подчеркивают конструктивистский облик здания. Мощная башня с часами и красной звездой доминирует над комплексом площади Чапаева — первого архитектурного ансамбля социалистического города Самара.


    Часы на башне, отсчитывающие новое время социализма, по легенде были позаимствованы в Оренбурге, с башни местной гауптвахты. За 90 лет службы они стали одним из символов Самары, как и огромные светлые кубы штабного здания, и ажурные угловые витражи. В 30-е годы конструктивизм не ассоциировался так устойчиво с белыми объемами — здание штаба ПриВО изначально имело сложную колористическую схему, и выглядело в прямом смысле ярко.

  • Ансамбль площади Чапаева

    Если забраться на постамент памятника Чапаеву и встать спиной к Волге, откроется впечатляющая панорама: мощный модернистский ансамбль, состоящий из штаба ПриВО, жилого дома ответственных работников и бывшего здания обкома партии, в котором теперь расположен институт культуры.


    Конструктивистский комплекс, хоть и не имел единого проекта и концепции, мог появиться в Самаре начала 30-х годов, только здесь — на площади Чапаева. Это было важнейшее общественное пространство города, именно здесь проходили революционные праздники и торжества. Вторым «местом силы» была площадь Революции с памятником Ленину, но там не было органов власти — военной и партийной, а здесь они не только доминировали над зрителем, но и давали перспективу — здания обкома партии и штаба округа занимали весь квартал улицы Рабочей, соединяя площади Чапаева и Куйбышева. Впрочем, назывались они тогда по-другому.


    Площадь Чапаева носила имя Парижской Коммуны и была переименована в честь красного военачальника только в 1932 году, когда был установлен памятник легендарному комдиву Чепаеву — именно так правильно пишется фамилия Василия Ивановича, и в момент открытия памятника постамент украшала соответствующая надпись.


    Открывали памятник в дни празднования 15-летия революции. К этому времени архитектурный ансамбль площади, в основном, сформировался. Здание крайкома партии, которое до революции было домом губернатора, полностью очистили от декора, надстроили три этажа и пристроли 5-этажный корпус по улице Рабочей. Фасад утратил черты классицизма и стал конструктивистским, в стиле эпохи. Автором проекта реконструкции был Петр Щербачев. Он же спроектировал штаб и жилой дом работников крайкома, можно сказать, этот ансамбль — opus magnum Щербачева-мл.


    Дом работников крайкома в 30-х выглядел стильно. На углу, напротив штаба, здание было выше на один этаж, с башней, которая, увы, была утрачена.


    Выбивался из общего ансамбля театр драмы, выстроенный «в русском стиле». Теремок архитектора Чичагова сильно раздражал советских руководителей и старое здание также планировали «почистить» и переделать в конструктивизм. Архитектор Волков и инженеры братья Каневские разработали проект, который, к счастью, так и не был реализован — новой власти не хватило ресурсов.


    90 лет назад ансамбль площади Чапаева символизировал борьбу и победу Советской власти. Сегодня — это история самарской архитектуры и образчик «большого стиля» смелой эпохи, когда архитекторы пытались отменить эстетику и искусство, чтоб утвердить коммунистические идеалы.

  • Дом социалистического сельского хозяйства

    Еще один пример конструктивистской гигантомании – самое большое здание в предвоенной Самаре-Куйбышеве общей площадью 12 000 квадратных метров и высотой в 10 этажей. Помимо управления всем сельским хозяйством региона и большей частью строительства, в здании работали свыше 50 организаций, управлений и трестов, здесь открыли почту и телеграф, а в центральной части, на 10-м этаже, разместились метеостанция и обсерватория.


    Но первоначальный проект здания был еще монументальней. «Дом Колхозника» по замыслу Щербачева должен был занимать весь квартал, до улицы Полевой. Рядом с многоэтажным административным корпусом планировалось построить блок соцкультбыта – клуб, библиотеку, выставочный зал и столовую. Из-за недостатка средств эта часть комплекса так и осталась в проекте, но сам гигантский штаб сельхозиндустрии был достроен уже в 1933 году.


    Буквально через пять лет, когда конструктивизм утратил актуальность, Петр Щербачев предложил реконструировать Дом сельского хозяйства, придав его фасадам более традиционный, классический вид. Но и этот проект, к счастью, не был осуществлен. Сейчас часть гигантского здания заброшена, а другая реконструирована, без особого внимания к исторической достоверности – здесь находится гостиница «Седьмое авеню». Но несмотря на утрату первоначального облика, «Дом сельского» остается одним из самых заметных и ярких памятников самарского конструктивизма.


    Удивительно, но такое выдающееся здание никогда не имело статуса памятника и до сих пор есть реальный риск сноса той части здания, что выходит на улицу Первомайская – существует проект постройки на этом месте 20-этажной высотки

  • Самарская ГРЭС

    В Самаре есть несколько крупных зданий, которые получили конструктивистский облик в процессе реконструкции. Самое известное и масштабное из них — гигантское, похожее на океанский корабль, здание Самарской ГРЭС.


    Первую в Самаре электростанцию построили на волжском берегу еще в 1900 году. К началу 30-х она уже не справлялась с возросшими запросами: электричество было нужно не только и не столько жителям Самары, сколько новым предприятиям — в стране полным ходом шла индустриализация.


    Первый этап реконструкции ГРЭС начался в 1931 году — были установлены и запущены немецкие турбины AEG и генераторы ленинградского завода «Электросила» мощностью 6000 кВт каждая. Было пристроено здание, где разместили три гигантских котла «Бабкок верке», производившие по 45 тонн пара в час.


    Свой привычный внешний вид электростанция приобрела только в конце десятилетия. Огромный корпус длиной 120 и высотой 32 метра был спроектирован в 1937 году трестом «Теплоэлектропроект». Постконструктивистский облик ГРЭС — это не стиль, но функция: все решения здания жестко обусловлены его технологическим назначением. Особенно это относится к трубам котлов и 17 огромным витражам, которые освещают от пола до потолка турбинный зал и машинное отделение станции.


    Реконструкция ГРЭС закончилась в 1941 году, и рядом с элементами конструктивизма появились вполне классические русты, карнизы и барельефы. Здание претерпевало метаморфозы и далее: в 90-е годы заменили оригинальные витражи, в наше время была разобрана, за ненадобностью, наклонная галерея. Но сквозь бури эпох прекрасный конструктивистский корабль из стекла и бетона продолжает свой путь, свой труд — снабжает электричеством Самару, как и сто лет назад.

  • Фабрика-кухня завода им. Масленникова

    Единственное в мире здание, представляющего в плане скрещенный серп и молот. Объект, построенный в форме идеологического символа СССР, имел идеальную технологическую схему. Из молота-кухни по трем конвейерам, готовая пища доставлялась в серп-столовую — на раздачу. В здании Фабрики-кухни имелся спортзал, читальня и коммунальные службы. Первоначальный образ здания был проникнут духом современных технологий, демонстрировал передовые эстетические и этические идеи архитектуры советского авангарда.


    Фабрика-кухня — одно из первых в России зданий, построенное по проекту женщины-архитектора. Автор — Екатерина Николаевна Максимова — ведущий архитектор Нарпита, воплотила в самарской Фабрике-кухне, все конструктивные наработки и свой опыт проектирования гигантских комбинатов питания. Производительность Фабрики в момент запуска составляла 8000 обедов в сутки! Это одно из первых зданий с бетонными перекрытиями в Самаре. Смелые консольные конструкции позволили полностью остеклить лестничные блоки и “навесить” второй этаж над входной зоной. Огромные горизонтальные проемы с узкими простенками и характерными конструктивистскими переплетами имитировали ленточное остекление.

Гид по конструктивизму

Гид по конструктивизму

Расскажем про здания, отразившими идеи конструктивизма и историю их создания

53
2 часа
8,4 км.
9 локаций