Первая постройка А. У. Зеленко в стиле модерн в Самаре. Четыре широких пилона делят фасад на три части: центральную, более узкую и широкие боковые. Стволы пилонов украшены большими женскими масками, обвитыми волнами распущенных волос, в которые вплетены раковины и цветы кувшинок. Возможно, А. У. Зеленко изобразил здесь саму заказчицу А. Н. Пермякову.
Торговый дом А. Н. Пермяковой
Гостиница «Бристоль - Жигули»
Здание в стиле классицизм с симметричным строгим фасадом было построено в 1879 г. Спустя несколько лет в нем была открыта гостиница братьев Ивановых, которая просуществовала до 1907 г. Затем дом заняла другая, еще более роскошная гостиница – «Гранд-Отель». Специально к ее открытию М. И. Квятковский провел реконструкцию постройки в стиле модерн. Архитектор обратился к идее орнаментальности, именно здесь родился его «фирменный» цветочный декор. Орхидеи украсили не только фасад, но и интерьеры строения. Квятковский активно работал с формой, придавая балконам второго этажа природный, обтекаемый вид. В годы гражданской войны здесь размещался штаб Самарской стрелковой дивизии, в Великую Отечественную представительство Комитета национального спасения Франции.
Торговый дом Щетинкина
В 1876 г. казанский купец Павел Васильевич Щетинкин открыл филиал своего товарищества «П.В. Щетинкин в Казани» по продаже галантерейных товаров и мехов в Самаре. Сначала он снимал помещения в доходных домах, но в 1913 г. начал строительство личного здания под торговый дом на углу улиц Соборной и Предтеченской. Строительство, которое было закончено в 1914 г., возглавил архитектор – самоучка Яков Степанович Ушаков – Решетников. В 1932 г. здание было надстроено тремя этажами архитектором С.К. Ефимовым.
Дом имеет симметричную композицию с чередованием разновысотных объемов. Ритмический рисунок фасадов задан чередованием широких витрин и проемов, покрытых белой плиткой «кабанчиком». Центром композиции здания является двухэтажный угловой эркер, который до реконструкции завершался шатровой кровлей
Особняк Матвеевых
В 1912 году Вернер спроектировал особняк для предпринимателей из Бузулука - братьев Петра и Ивана Матвеевых. Трехэтажный дом построен в духе бельгийского модерна. Причем с Европой его связывает не только стилистическое сходство, но и планировка. За узким, в четыре окна, фасадом скрывается длинное здание, уходящее вглубь квартала.
Асимметричный фасад разделен на две части. На третьем этаже располагается широкое трехчастное окно с расстекловкой в стиле модерн. Кованое ограждение балкона с лавровыми венками выполнено по эскизу Вернера. В замковом камне над балконной дверью размещено лепное изображение крылатого колеса - символа покровителя дорог и торговли Меркурия, а на аттике - обрамленная цветами монограмма хозяев особняка братьев Матвеевых «Бр. М.».
Особняк отделан керамической плиткой двух цветов: «кабанчиком» зеленоватого оттенка и поясом болотного цвета майолики. Отделка фасада керамикой - излюбленный прием Вернера, а цветовая гамма особняка Матвеевых подобрана таким образом, чтобы сочетаться с соседним Торговым домом Щетинкина.
Дом Эрна
Эрих Густавович Эрн (1857-после 1915) - дворянин, доктор медицины, казначей самарского отделения Санкт-Петербургского общества взаимопомощи врачей и библиотекарь самарского Общества врачей. И один из первых, кто построил в нашем городе особняк в стиле модерн.
Декор здания сдержан, однако архитектор умело работает с объемами и силуэтами. Изящный изгиб линии фронтона наделяет здание ритмикой модерна. Единственный декоративный элемент – барельеф орла на эркере – был уничтожен. Цела ограда и кованая решетка, воссоздана первоначальная расстекловка.
Зданием получилось довольно большим, в нем доктор Эрн жил со своей семьей, принимал пациентов, а часть дома сдавал под апартаменты и врачебные кабинеты. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось посольство Польши.
Музей Модерна
Особняк купца 1-ой гильдии А.Г. Курлина и его жены А.П. Курлиной стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. Он украсил ул. Саратовскую (ныне ул. Фрунзе) своим фасадом с парадной дверью, украшенной зеркальным стеклом и завитками черного металла. Загадочный женский профиль на фронтоне по легенде напоминает саму хозяйку особняка. По ул. Алексеевской (ныне ул. Красноармейской) дом притягивал взоры ажурными воротами – бабочкой.
В 1995 году особняк стал памятником исторического и культурного наследия федерального значения. С 2012 года в доме Курлиной был открыт Музей Модерна.
Дом Новокрещеновой
Асимметричный фасад здания с выразительным эркером (выступ фасада) над входом богато декорирован. Лепные элементы в виде ползучих стеблей и огромных цветочных розеток буквально усыпают второй этаж особняка.
Обилие цветочного орнамента в отделке – характерная черта Михаила Квятковского. Несмотря на узкий фасад, здание имеет вытянутый в глубь двора корпус, который был настоящим доходным домом. Например, здесь долго время снимал квартиру городской голова и общественный деятель Сергей Пермяков – первый заведующий Самарского публичного музея.
Особняк фон Вакано
Основатель Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано жил в особняке на территории самого предприятия. В 1914 году его старший сын Владимир построил на Театральной площади собственный дом с видом на городской театр, Волгу и пивоваренный завод, директором которого он числился с 1905 года. Особняк фон Вакано — последняя самарская работа архитектора Дмитрия Вернера.
Трехэтажное здание с мансардой практически лишено декора. Первый этаж отделан грубым камнем, в центре фасада располагается эркер-мезонин со смотровой площадкой.
В новом доме Владимир фон Вакано прожил недолго. В 1915-м, в разгар Первой мировой войны, его дважды задерживали по подозрению в шпионаже, а затем и вовсе сослали вместе с отцом в уездный Бузулук под надзор полиции.
Здание Общественного собрания
В 1911 г. Общественным собранием казенных служащих и общественных организаций было решено построить собственное здание с целью «доставить своим членам и их семейству возможность проводить время с удобством, пользой и приятностью». Здесь проводились балы, маскарады, литературные вечера, драматические представления, научные лекции, работала библиотека.
Трехфасадное здание было спроектировано и построено Дмитрием Александровичем Вернером. Все три фасада уникальны и ни в чем не повторяют друг друга. Центральное окно фасада с улицы Куйбышева украшено мужской маской, чьи волосы переходят плавными линиями на соседние окна. Над центральной входной группой располагается своеобразный по форме купол, который раньше был украшен витражом.
Крестьянский поземельный банк
Четырехэтажное кирпичное здание выполнено в редком для Самары архитектурном стиле северного модерна по проекту петербургского архитектора Александра фон Гогена. Оно имеет почти симметричную планировку. Здание было возведено в 1909-11 годах для самарского отделения Дворянского земельного банка. Цоколь самарского банка отделан жигулевским известняком, а кровля и пирамидальной формы башня, опирающаяся на двенадцать столбов, были покрыты черепицей.Сегодня это учебный корпус Самарского Политеха.
Модерн в Самаре
Модерн уже давно стал одним из поводов приехать в Самару. Краеведы и историки спорят о точном количестве зданий, построенном в этом архитектурном стиле. На самом деле, построек в «чистом» модерне действительно не очень много, мы можем увидеть много зданий, где эстетика ар-нуво переплетается с неоренессансом и неоклассицизмом. Но от этого здания не теряют своего шарма и достойны того, чтобы их изучить получше.
Мы отобрали несколько знаковых построек, если вы хотите понять, что такое модерн в Самаре.