Архитектура модерна в Самаре | Камтугеза - афиша | места | подборки Архитектура модерна в Самаре | Камтугеза - афиша | места | подборки
Камтугеза
Модерн в Самаре
  • Торговый дом А. Н. Пермяковой

    Первая постройка А. У. Зеленко в стиле модерн в Самаре. Четыре широких пилона делят фасад на три части: центральную, более узкую и широкие боковые. Стволы пилонов украшены большими женскими масками, обвитыми волнами распущенных волос, в которые вплетены раковины и цветы кувшинок. Возможно, А. У. Зеленко изобразил здесь саму заказчицу А. Н. Пермякову.

  • Гостиница «Бристоль - Жигули»

    Здание в стиле классицизм с симметричным строгим фасадом было построено в 1879 г. Спустя несколько лет в нем была открыта гостиница братьев Ивановых, которая просуществовала до 1907 г. Затем дом заняла другая, еще более роскошная гостиница – «Гранд-Отель». Специально к ее открытию М. И. Квятковский провел реконструкцию постройки в стиле модерн. Архитектор обратился к идее орнаментальности, именно здесь родился его «фирменный» цветочный декор. Орхидеи украсили не только фасад, но и интерьеры строения. Квятковский активно работал с формой, придавая балконам второго этажа природный, обтекаемый вид. В годы гражданской войны здесь размещался штаб Самарской стрелковой дивизии, в Великую Отечественную представительство Комитета национального спасения Франции.

  • Торговый дом Щетинкина

    В 1876 г. казанский купец Павел Васильевич Щетинкин открыл филиал своего товарищества «П.В. Щетинкин в Казани» по продаже галантерейных товаров и мехов в Самаре. Сначала он снимал помещения в доходных домах, но в 1913 г. начал строительство личного здания под торговый дом на углу улиц Соборной и Предтеченской. Строительство, которое было закончено в 1914 г., возглавил архитектор – самоучка Яков Степанович Ушаков – Решетников. В 1932 г. здание было надстроено тремя этажами архитектором С.К. Ефимовым.


    Дом имеет симметричную композицию с чередованием разновысотных объемов. Ритмический рисунок фасадов задан чередованием широких витрин и проемов, покрытых белой плиткой «кабанчиком». Центром композиции здания является двухэтажный угловой эркер, который до реконструкции завершался шатровой кровлей

  • Особняк Матвеевых

    В 1912 году Вернер спроектировал особняк для предпринимателей из Бузулука - братьев Петра и Ивана Матвеевых. Трехэтажный дом построен в духе бельгийского модерна. Причем с Европой его связывает не только стилистическое сходство, но и планировка. За узким, в четыре окна, фасадом скрывается длинное здание, уходящее вглубь квартала.


    Асимметричный фасад разделен на две части. На третьем этаже располагается широкое трехчастное окно с расстекловкой в стиле модерн. Кованое ограждение балкона с лавровыми венками выполнено по эскизу Вернера. В замковом камне над балконной дверью размещено лепное изображение крылатого колеса - символа покровителя дорог и торговли Меркурия, а на аттике - обрамленная цветами монограмма хозяев особняка братьев Матвеевых «Бр. М.».


    Особняк отделан керамической плиткой двух цветов: «кабанчиком» зеленоватого оттенка и поясом болотного цвета майолики. Отделка фасада керамикой - излюбленный прием Вернера, а цветовая гамма особняка Матвеевых подобрана таким образом, чтобы сочетаться с соседним Торговым домом Щетинкина.

  • Дом Эрна

    Эрих Густавович Эрн (1857-после 1915) - дворянин, доктор медицины, казначей самарского отделения Санкт-Петербургского общества взаимопомощи врачей и библиотекарь самарского Общества врачей. И один из первых, кто построил в нашем городе особняк в стиле модерн.


    Декор здания сдержан, однако архитектор умело работает с объемами и силуэтами. Изящный изгиб линии фронтона наделяет здание ритмикой модерна. Единственный декоративный элемент – барельеф орла на эркере – был уничтожен. Цела ограда и кованая решетка, воссоздана первоначальная расстекловка.


    Зданием получилось довольно большим, в нем доктор Эрн жил со своей семьей, принимал пациентов, а часть дома сдавал под апартаменты и врачебные кабинеты. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось посольство Польши.

  • Музей Модерна

    Особняк купца 1-ой гильдии А.Г. Курлина и его жены А.П. Курлиной стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. Он украсил ул. Саратовскую (ныне ул. Фрунзе) своим фасадом с парадной дверью, украшенной зеркальным стеклом и завитками черного металла. Загадочный женский профиль на фронтоне по легенде напоминает саму хозяйку особняка. По ул. Алексеевской (ныне ул. Красноармейской) дом притягивал взоры ажурными воротами – бабочкой.


    В 1995 году особняк стал памятником исторического и культурного наследия федерального значения. С 2012 года в доме Курлиной был открыт Музей Модерна.

  • Дом Новокрещеновой

    Асимметричный фасад здания с выразительным эркером (выступ фасада) над входом богато декорирован. Лепные элементы в виде ползучих стеблей и огромных цветочных розеток буквально усыпают второй этаж особняка.


    Обилие цветочного орнамента в отделке – характерная черта Михаила Квятковского. Несмотря на узкий фасад, здание имеет вытянутый в глубь двора корпус, который был настоящим доходным домом. Например, здесь долго время снимал квартиру городской голова и общественный деятель Сергей Пермяков – первый заведующий Самарского публичного музея.

  • Особняк фон Вакано

    Основатель Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано жил в особняке на территории самого предприятия. В 1914 году его старший сын Владимир построил на Театральной площади собственный дом с видом на городской театр, Волгу и пивоваренный завод, директором которого он числился с 1905 года. Особняк фон Вакано — последняя самарская работа архитектора Дмитрия Вернера.


    Трехэтажное здание с мансардой практически лишено декора. Первый этаж отделан грубым камнем, в центре фасада располагается эркер-мезонин со смотровой площадкой.


    В новом доме Владимир фон Вакано прожил недолго. В 1915-м, в разгар Первой мировой войны, его дважды задерживали по подозрению в шпионаже, а затем и вовсе сослали вместе с отцом в уездный Бузулук под надзор полиции.

  • Здание Общественного собрания

    В 1911 г. Общественным собранием казенных служащих и общественных организаций было решено построить собственное здание с целью «доставить своим членам и их семейству возможность проводить время с удобством, пользой и приятностью». Здесь проводились балы, маскарады, литературные вечера, драматические представления, научные лекции, работала библиотека.


    Трехфасадное здание было спроектировано и построено Дмитрием Александровичем Вернером. Все три фасада уникальны и ни в чем не повторяют друг друга. Центральное окно фасада с улицы Куйбышева украшено мужской маской, чьи волосы переходят плавными линиями на соседние окна. Над центральной входной группой располагается своеобразный по форме купол, который раньше был украшен витражом.

  • Крестьянский поземельный банк

    Четырехэтажное кирпичное здание выполнено в редком для Самары архитектурном стиле северного модерна по проекту петербургского архитектора Александра фон Гогена. Оно имеет почти симметричную планировку. Здание было возведено в 1909-11 годах для самарского отделения Дворянского земельного банка. Цоколь самарского банка отделан жигулевским известняком, а кровля и пирамидальной формы башня, опирающаяся на двенадцать столбов, были покрыты черепицей.Сегодня это учебный корпус Самарского Политеха.

Модерн в Самаре

Модерн в Самаре

Модерн уже давно стал одним из поводов приехать в Самару. Краеведы и историки спорят о точном количестве зданий, построенном в этом архитектурном стиле. На самом деле, построек в «чистом» модерне действительно не очень много, мы можем увидеть много зданий, где эстетика ар-нуво переплетается с неоренессансом и неоклассицизмом. Но от этого здания не теряют своего шарма и достойны того, чтобы их изучить получше.


Мы отобрали несколько знаковых построек, если вы хотите понять, что такое модерн в Самаре.

117
35 мин.
3 км
10 локаций