Самарский областной художественный музей: Искусство Востока | Камтугеза - афиша | места | подборки Самарский областной художественный музей: Искусство Востока | Камтугеза - афиша | места | подборки
Камтугеза
Топ-10 экспонатов выставки Художественного музея «Искусство Востока»

В основе коллекции — предметы, купленные когда-то Альфредом фон Вакано. Основатель знаменитого самарского пивзавода приобретал их либо сам во время путешествий, либо посылал доверенных лиц на аукционы. Среди артефактов фон Вакано был даже саркофаг из Египта. Но из Самары он переехал в первой половине прошлого века в питерский Эрмитаж.

В коллекции Художественного музея есть предметы, собранные учёным, первым директором Восточного института во Владивостоке Алексеем Позднеевым.

Коллекцию пополняют и сейчас. Что-то музей покупает, что-то дарят меценаты. Всего «Искусство Востока» насчитывает около полутора тысяч экспонатов.

  • Изразец с золотыми узорами.

    Иран, XVIII век. Керамические плитки применяли и до сих пор применяют для облицовки фасадов, стен внутренних помещений, печей, каминов. В этом изразце между слоями глазури использована позолота. Узор изображает райский сад: юноша и две девы в окружении множества цветов.

  • Посуда в технике «бидри», инкрустированная серебром.

    Индия, XIX век. В комплекте: сосуд, чаша и плевательница. Узор из тончайшей драгоценной проволоки очень эффектно выглядит на матовой темной поверхности предметов, отлитых из сплава цинка и меди. Искусство «бидри» живо до сих пор. 

  • Миниатюры на бумаге, выполненные темперными красками.

    Индия, XVIII-XIX века. Когда-то это были иллюстрации в рукописях, но в каких именно и чего авторства установить уже невозможно. Неизвестные художники изобразили религиозные сюжеты и сцены придворной жизни.

  • Медная скульптура «Нирвана Будды».

    Китай, XIX век. Будда изображен в момент ухода в нирвану, то есть освобождающимся от тягот бытия и страданий нашего мира. Он лежит на топчане «та» — традиционной китайской мебели.

  • Бронзовая скульптура «Экадашамукха Авалокитешвара».

    Тибет, XIX век. Авалокитешвара («смотрящий вниз на шум») одно из самых важных божеств буддийского пантеона. Он олицетворяет сострадание, помогает сам и просит других божеств покровительствовать всем живым существам. Часто изображается многоруким. Конкретно у этой скульптуры восемь рук. Экадашамукха – это одна из форм, образов Авалокитешвары, одиннадцатиголовая.

  • Настольный экран.

    Дерево, роспись по лаку, инкрустация из перламутра. Япония, конец XIX-начало XX веков. Такой симпатичной ширмой с курочками можно было закрыть письмо или книгу от посторонних глаз. Но подобные, богато украшенные вещи не изготавливали чисто для утилитарных целей. Это не просто канцелярская принадлежность. На Востоке особое отношение к жизни, природе. Ценится возможность созерцать красоту.

  • Настольный буддийский алтарь «Дзуси».

    Япония, конец XIX-начало XX веков. Дзуси – уменьшенные копии храмовых алтарей, которые использовали дома. Конкретно этот «шкафчик» с почитаемым изображением вырезан из кости.

  • Ваза «Праздник вишневого цвета».

    Роспись по фарфору, позолота. Япония, XIX век. Посуда из мастерских города Киото. И это не ваза в нашем обычном понимании. Конечно, в неё можно было поставить цветы. Но для японца это в первую очередь — красота, возможность любоваться изображением цветущей сакуры круглый год, а не только с середины марта по май.

  • Ритуальный кубок «Цзюэ».

    Китай, II тысячелетие до нашей эры. Этот бронзовый предмет – самый старый экспонат в коллекции «Искусства Востока». Его изготовили примерно в то же время, когда в Египте строили Луксорский храмовый комплекс, а на острове Тира в Эгейском море произошло извержение вулкана, которое, возможно, легло в основу легенды о гибели Атлантиды и одной из казней египетских в Ветхом Завете. Бронза тогда была материалом дорогим. Она шла на предметы роскоши, ритуальную утварь. Такие вещи хранили с благоговением и передавали по наследству. На кубке есть изображение таоте – чудовища. Подобную посуду могли использовать для подношений высшим силам и на пирах.

  • Шары в шаре на подставке.

    Резьба по слоновой кости. Китай, XIX век. Сперва можно подумать, что это современная вещь – напечатанная на 3D-принтере, а затем склеенная. Но нет. Китайский мастер вырезал это тонкое кружево вручную. Ничего не склеено и не вставлено, он слой за слоем углублялся в один кусок бивня. Всего шаров 12. Каждый из них свободно вращается. На внешней сфере вырезан парящий дракон, на внутренних – узоры. Вещь не практичная, но демонстрирующая крутость мастера и состоятельность того, кто может ее купить.

Топ-10 экспонатов выставки Художественного музея «Искусство Востока»

Топ-10 экспонатов выставки Художественного музея «Искусство Востока»

Выставка «Искусство Востока» в Самарском художественном музее уходит на каникулы из-за ремонта залов. Но вы сможете посетить её виртуально. «Камтугеза» подготовила подборку из десяти топовых экспонатов. Помогла нам в этом старший научный сотрудник, хранитель коллекции Анастасия Калинина.

04.07.2024
132
3 мин.

Читайте также